История развития грузовых перевозок
Вряд ли кто-либо из историков или ученых сможет назвать точную или даже приблизительную дату появления первых грузоперевозок, хотя все наверняка согласятся с тем, что возникли они, чуть ли не на заре времен. Во всяком случае, перемещением различных грузов посредством посторонней помощи человек занимался уже в те времена, когда смог приручить животных. Но лишь с изобретением колеса грузоперевозки приблизились к современному пониманию этого процесса. Более 5,5 тыс. лет назад появился первый транспорт на колесах, скрепленных между собой деревянными осями, и перевозка грузов, как сфера деятельности, начала свое неумолимое развитие.
Сначала первые транспортные грузоперевозки совершались для обмена товарами между соседними поселениями, а впоследствии - для установления торговых отношений между государствами. Главной транспортной магистралью в XIV веке стал Великий Шелковый путь, который принял на себя самую серьезную нагрузку по доставке товаров из Поднебесной в страны Ближнего и Среднего Востока, Среднюю Азию, Средиземноморье, а из них - в Китай.
XVI и XV века - время дилижансов и подобного им транспорта для грузоперевозок. В дилижансы и телеги запрягали лошадей, которые тащили их по дорогам и бездорожью. Подобный транспорт можно было заменить на «остановочных пунктах» (в России, например, на почтовых станциях). В это же время получили свое развитие и перевозки грузов водным транспортом. Морские суда тоже заняли свою нишу в данном сегменте экономики разных стран. Особенно хорошо это прослеживается на примере перевозок из Европы в Америку и обратно. Открытие Америки дало большой толчок развитию мореходства и перевозки грузов морским путем.
Каждое изобретение в области транспорта отражалось на истории грузоперевозок и развитии мувинговых услуг. Так случилось и с изобретением паровой машины. В конце XVII века практически одновременно в Англии и Франции появились первые паровые машины. И пусть они пока не были напрямую связаны с транспортом, но дали однозначный толчок к появлению механизмов (в том числе транспортных), работающих на их основе. Спустя короткий период времени - в самом начале XIX века - был сконструирован первый паровоз. С этого момента можно говорить о начале грузоперевозок железнодорожным транспортом.
Что касается России, то изначально перевозки грузов осуществлялись посредством конной тяги, и лишь после введения в эксплуатацию первой в стране железной дороги (Царскосельская железная дорога, соединявшая Царское село, Царскосельский вокзал Санкт-Петербурга и Павловск) в 1837 году был осуществлен первый запуск паровоза без участия лошадей.
Между Санкт-Петербургом и Москвой железнодорожные пути длиной 645 километров были открыты в 1851 году, после кончины императора этот участок назвали Николаевской железной дорогой. Уже в 1852 году объем всех грузов, транспортируемых по ней, достиг порядка 170 тонн в год. Обороты продолжали набираться с невиданной скоростью. По сей день именно железнодорожные перевозки являются одним из самых популярных видов грузоперевозок между отдаленными объектами.
С изобретением автомобиля сфера грузоперевозок получила очередной виток развития - теперь при перевозке груза можно было не зависеть от того есть ли железнодорожные пути в точке назначения или нет, не надо было думать о расписании железной дороги, а груз можно отправить в путь тогда, когда это необходимо. Грузовые автомобили, даже самые первые, могли увезти гораздо больше груза, чем ломовые лошади. Если к точке назначения вела дорога, то туда можно было отправить груз на автомобиле. Первые грузоперевозки на автомобиле происходят быстро, но конечно дороже, чем перевозки на лошадях.
В городских условиях, первые мувинговые компании появились задолго до появления автомобиля, но с появлением автотранспорта, данный вид услуг становиться мобильным и достаточно удобным при перевозке больших объемов груза за один раз. Особенно это важно при квартирных переездах или при перевозке офиса фирмы на новое место. Мувинговые фирмы оказывают услуги по перевозке мебели и домашней утвари, перевозке стройматериалов и фурнитуры для городских нужд и мануфактур. Автомобильные перевозки удобны, быстры, достаточно надежны и экономичны.
И, наконец, еще один важный этап в области развития грузоперевозок - возникновение в ХХ веке гражданской авиации. С этого времени стало возможным доставлять товары и прочие грузы в любую точку планеты, и при этом очень быстро, минуя горы и моря.
Сегодня каждый вид грузоперевозок - воздушным и морским транспортом, а также железнодорожные и автоперевозки - играет свою важную роль, обеспечивая и внутригородские, и междугородние, и международные доставки грузов. Что касается внутригородских транспортировок, то в крупном мегаполисе, каким является, например, Москва, вряд ли кто-то возьмется подсчитать, сколько рейсов ежедневно совершается с целью переместить тот или иной груз: здесь и доставка товаров от производителя оптовым покупателям, и перевозка со склада в торговую точку, и квартирные переезды. Список можно продолжать очень долго.
Развитие отрасли не останавливается и сейчас. К примеру, транспортные компании сегодня осуществляют не только доставку груза из одной точки в другую, но и предоставляют услуги грузчиков и такелажников, а также страхование, ответственное хранение, сопровождение грузов. Наверняка и способы доставки, и спектр предоставляемых услуг в будущем еще расширятся. Поживем - увидим.